В феодальной Японии запрещалось играть в го не только крестьянам, но и профанам. Как любое сакральное действие, оно может навредить неподготовленным людям, поэтому под страхом наказания было запрещено практиковать игру людям случайным и необученным. В настоящее время с развитием либерализма профаны дотянулись до всего святого, активно профанируя и уничтожая вечные смыслы.
В го как правило недоумков тоже хватает. Да и вообще людей, неспособных правильно понимать происходящее. Это и постоянно подходящие ко мне играющему разные чудики, спрашивающие, конфетки ли это (после чего хочется для заворота кишок пару комней кому-нибудь дать проглотить), и просто вопиющие невежества.
Вот есть один странный товарищ. Постоянно подходит и спрашивает: «О! В камушки играешь? Я сегодня тоже с друзьями занимался хренью. А зачем тут так долго думаешь? Лепи «конем» (и указывает иногда куда-нибудь, притом правил не знает, что особенно интересно и волнующе)» Я ему отвечаю на «глубоком языке»: «Такое ощущение, что ты дибильноват». А он мне прямым текстом: «Ну это с какой стороны посмотреть! С одной стороны да, но с другой может и нет!».
Выйти за пределы доски и перенести игровой опыт в жизнь дано не каждому. Не стремясь и не ставя такую цель, профаны искренне не понимают, как можно тратить всю свою жизнь на всего-лишь игру. Отчасти в профанской логике это так, это правда. Но суть игры — подготовка и отработка определенных парадигм, которые нужны для чего-то. И я иногда тоже задумываюсь: «Зачем мне го, если я не могу учредить премию?» Дети играют в солдатики, отрабатывая механизм ведения войны. Девочки, играя в куклы, приобщаются к материнским схемам поведения. В этом плане го — технология, которая неочевидна.
Приобщение к игре на высоком уровне требует от человека деформацию форм прежнего мышления. Профаны это искренне не понимают: как можно жертвовать своим чудным блеклым умишком ради какой-то игры!