Кто скажет, отчего? Но по неведомой причине
Осеннею порой невольно каждый затомится
Какой-то странною печалью.
Сайгё, «Горная хижина»
В некоторых переводах-кальках натолкнулся на интересные формулировки относительно камней. Мастер называет проблему – определение судьбы камней, хотя мы ведь придумали называть их «статусом камней», что вообще в логике европейского мышления, для которого камни неподвижны и их состояние должно быть описано в категориях свойств. Статус – это свойство. А судьба отделена от камней и является субстанцией, которая оказывает влияние на камни.
Можно по-своему углубиться в японскую культуру, пропитанную языческими культами, чтобы понять, что для камня судьба скрыта, она определяется с рождения камня, который перерождается из сущности в существо (включающее в себя не только зримое явление – ведь камен в чаше скрыт – но и позицию, вес, связь).
Судьба – оперируемое, но не контролируемое понятие, ее можно менять и портить. Для монотеистических учений судьба определена: можно только играть статусами, переставлять людей и события, придавая им разный «вес». В рамках судьбы, которую контролируют высокие силы, невозможно выйти за рамки.
Здесь же открывается нам и сущность спортивного. Спорт – дискретный процесс с конкретными количественными показателями. К тому же это среда, где люди наделены статусами, и эти статусы прослеживаются мало где так четко. Разве что в армии, церкви и школе. Никакие синергии не приходят в мир с постановкой камня и не уходят из него. Для этого есть время и арбитр.
Проявления судьбы неспортивны. Судьба плетет камни, определяя их. Задачи на смерть и жизнь – это актуальная функция судьбы. Судьба камней не заканчивается с концом партии, также как и не начиналась с изготовления комплекта. Она пролонгирована для них, возможно, и за пределы жизни хозяина. Это, несомненно, анимистическая концепция, подразумевающая одушевленность камней. Ведь судьбу могут ощутить только живые. Собственно, сами понятия «смерть и жизнь», применительно к камням — это все о том же. Не «разбитые и целые», не «считающиеся и несчитающиеся», «не активные и пассивные».
Камни живут своей жизнью и, должно быть, улыбаются нашей игре.